painting and decorating is repair-painting and decorating repair and painting and decorating repair and furnish furnish and repair

Manufacturing of decorative products from plaster (ch. 2)

Casting of products from a plaster solution . The structure of a plastering on manufacturing and installation of decorative products from a plaster solution includes following operations: preparation of models, manufacturing of forms, casting of products in forms, installation of finished articles. However at use of relief tiles the quantity of operations can be reduced because instead of model manufacturing in the form stack a ready relief matrix from rubber, plastic, etc.

The Model is the future product executed from any material on drawing, the drawing or a photo. From model subsequently receive the form for casting of products.

It is possible to do Model of plaster, clay, plasticine, a tree etc. For manufacturing of models of decorative relief plates or tiles it is possible to use plaster. A necessary relief ornament cut out according to the technology described in section "рхчіср on ушяёѕ". The received plaster model cover with shellac.

Sometimes model make of the separate elements cut out from plaster and pasted on in advance cast plaster plate. For this purpose on a plaster plate draw necessary drawing, and then a plaster solution paste the cut out details. Then carefully close up all cracks and roughnesses, a surface smooth out a small soft skin, and after drying varnish. Models of rectilinear draughts, i.e. pogonazhnyh products of a various configuration, carry out from plaster by means of a template. As a template basic element the profile board which has been cut off at an angle 90° serves; which do from prjamoslojnoj, not knotty ostrogannoj wood. On a board in the mirror image cut out necessary contours of draught. Drawing transfer on a board, putting to it the drawing represented on a paper and pinning its any edge on a contour or directly drawing drawing on a board. The transferred drawing cut out on a contour with skosom so that one side of a board had a corner 30-40°.

A very often profile board for protection from fast istiranija about a solution cover tonkolistovoj with the zinced steel. For this purpose from it cut out precisely same profile and beat it on a wall of a template with an acute angle then carefully process a file.

Then start manufacturing of other elements of a template: a sled, polozka and podkosov. A sled serves for installation on them of a profile board. polozok it is beaten to the bottom party of a sled and serves for an exact direction of a sled on directing rejke. podkosy, in turn, are intended for fixation of a profile board in the set position (fig. 59). All details of a template should be stroganymi that the stuck plaster solution was easier cleaned off.

For performance (vytjagivanija) rectilinear draught a template establish on a wooden board, on one of which end faces it is fixed directing, acting over a board plane on some centimetres. That on a board it was convenient to work, it stack on a table or a workbench which surface in this case can be made from simple nestroganyh boards, ground smetanoobraznym a solution which there and then level a rule. After full hardening of a solution a ground process tsiklej, receiving thus a smooth equal surface with which then cover shellachnym with a varnish.

The Template establish on a board so that polozok concerned directing rejki. It is necessary to watch that the thickness of model on all section of a product did not exceed 3-4 see In those places where it more than this size, do linings for formation of emptiness in plaster draught. Linings can be from clay or from a tree covered with clay. That plaster lagged behind a lining is easier, clay cover with a paper.

The Model should not do more long 100 sm as such draughts are jarred on and lose straightforwardness.

Templates for vytjagivanija models of draughts (pogonazhnyh elements): and - rectilinear; - curvilinear; 1 - directing rejka; 2 - polozok; 3 - laths ' 4 - a template; 5 - a ground; 6 - stapnaja okovka; 7 - radiusnaja rejka; 8-tsentrovoj a pin; 9 - a portable support; 10 - draught

a Fig. 59. Templates for vytjagivanija models of draughts (pogonazhnyh elements) :
And - rectilinear; - curvilinear; 1 - directing rejka; 2 - polozok; 3 - laths; 4 - a template; 5 - a ground; 6 - stapnaja okovka; 7 - radiusnaja rejka; 8 - tsentrovoj a pin; 9 - a portable support; 10 - draught

Before the work beginning directing rejku, polozok and a template for the best sliding it is recommended to cover with greasing, for example vaseline. After that in gipsovke plant a plaster solution, maintain less than 1 mines to weak zagustenija and impose a shovel in that place where the template will move. On the laid solution slowly move a template not cut off party forward, removing a solution and making out thus a draught profile according to a template contour. Thus its surface remains rough. At movement by the cut off party forward the profile board smoothes down a solution. Therefore vytjagivanie draughts also it is divided into two stages: at first not cut off party with an acute angle clean off a solution, and then the cut off party it smooth down. At repeated nabrasyvanii a solution it is necessary to fill the bowls formed on a surface. It is necessary to mean that in the course of work a template all time shift only in one party, i.e. For following movement it transfer to a starting position. Vytjagivanie not cut off party continue until absolutely smooth profile of draught without bowls and roughnesses is formed. After the received draught will harden, a template stretch on a model surface once again, cutting off the top layer. It is necessary for doing in connection with feature of plaster at hardening strongly to extend and get jammed a template that complicates the further work on model. Before starting removal of the top layer of model, it is necessary to humidify a surface with water well.

After that model moisten with liquid plaster and some times stretch a template the cut off party forward, achieving thus accurate, direct and pure lines. The ends of the received model cut off at right angle and accurately smooth out a small emery paper.

Models of curvilinear elements extend also by means of a template which strengthen on rejke, nasazhennoj on tsentrovoj a pin, thanks to it the template circles. Make a template so. In the beginning cut out a necessary profile of draught in a profile board and fetter tonkolistovoj the zinced steel. By the end of a profile board removed from the centre of draught, beat a lath in length of 10-20 sm which serves as a sled. The ends of a sled mow down like runners for sliding reception on a ground. By other end of a profile board beat rejku with an aperture on the end. The length rejki steals up so that the general distance from a sled to an aperture in rejke equaled to radius of necessary curvilinear draught. For performance of the round socket, for example, having smooth increase in a relief to the centre, do a corresponding template in which provide places for an ornament moulding. Make model in such sequence.

On the grounded board appoint the centre and into it drive in a nail, on which nasazhivajut rejku a template with an aperture. Rotating a template round an axis, define a place for nabrasyvanija a solution. Thus level on which a sled is fixed, causes a thickness of the future socket. Then throw a solution and rotate a template round an axis, extending, thus, a circle. If under a sled the solution gets, it should be cleaned off, as the stuck solution will increase a thickness of the socket.

All elements of an ornament of the socket mould from clay. If the ornament symmetric mould one of repeating elements of an ornament in 1 / 8 , 1 / 6 or 1 / 4 a part of the socket which then cast in plaster and is finished by details. Of the received casting do the elastic form and cast necessary quantity of segments of an ornament which paste on the socket basis a plaster solution.

Models make of clay also on the special wooden boards which end faces on all perimetre are upholstered wooden rejkoj, acting on 15-20 mm. It is necessary to cover a board surface with a clay ground. For this purpose all area of a board moisten with water, then rub with a piece of soft clay and after that on all surface of a board stack clay. Surpluses and roughnesses of the laid clay remove equal ostrogannoj wooden rejkoj or a rule, spending them on a framework board. If there are bowls, they are filled with clay and again level rejkoj. This operation is necessary for spending until the ground surface does not become equal and smooth.

Clay for a moulding of models is necessary for soaking and well to mix. For this purpose it stack in capacity layers on 15-20 sm and fill in with water for days. Clay should razmoknut to testoobraznogo conditions. Then it spread on a wooden board and carefully mix. In the course of hashing it is recommended to strike on clay a metal core or an edge wooden rejki. Well prepared clay should be kneaded easily by fingers, without sticking to hands. That clay did not dry up at storage, it necessarily cover with the rag moistened in water, is better a sacking. Model from clay mould on the grounded board under sketches, drawings or a photo. In the course of a moulding use the minimum tooling including stacks, loops, kijanku and compasses. In work on model in the beginning make the plate basis, then on it mark drawing and mould basic elements of ornaments, passing from large forms to details.

At work on models of small products instead of clay often apply plasticine. It is convenient that it can be used repeatedly.

Models can be made also of a tree, cutting or turning on the machine tool separate elements of a relief and pasting or filling them on a board with in advance prepared drawing.

Manufacturing of forms. If a relief of model of a tile simple, and all vertical walls of elements of a relief have the biases allowing freely to take off the rigid uniform such form prepare from a plaster solution directly from models from various materials. For preparation tselnej a plaster mould the model covered with a varnish, put on a marble slab or thick glass, and around on a plaster solution strengthen a framework from wooden reek, the plywood, the cut strips of glass and other materials. If the contour is curvilinear, the framework can be made of roofing iron (tonkolistovoj the zinced steel). Before pouring of a plaster solution model and a framework cover with greasing. Fill in model smetanoobraznym with a plaster solution. After drying the form remove about models and an internal surface varnish.

If the model from clay or plasticine has a difficult relief, in the beginning do the draught form, and then plaster casting.

Manufacturing techniques of the draught form from model, for example, sockets, such. In the beginning prepare a plaster solution on the water tinted by colour pigments. The solution should have a consistence of liquid sour cream. A layer in the thickness of 2-3 mm cover with the received solution the model laid on glass or a marble slab. After the solution has seized, over it put more dense solution a layer of 20-50 mm. After hardening of plaster the form overturn and it is cautious not to damage relief fine details, delete from the form model. This work is better to carry out wooden stacks or scrapers, and also water under a small pressure. The insignificant rests and clay or plasticine traces delete a ball from this a material, prokatyvaja it under the form.

The form Cleared thus should be dried and to varnish inside. Before the beginning of casting of plaster model on an internal surface put stearin greasing. The prepared form fill in with a plaster solution, and after shvatyvanija a solution overturn and stack on a desktop for clearing of the made casting of the form.

Release it in the following sequence. In the beginning the top layer of the form cut down a chisel until from under usual plaster the colour layer will not seem. It means that before the casting remains 2-3 mm, therefore the further work it is necessary to spend with the maximum care not to damage casting. By means of various tools all details of model can be worked more carefully that will raise quality of an ornament.

Modifed model dry and varnish, then it is ready to manufacturing of the fair form. Forms of products with a deep and difficult relief is better to make of glutinous structure or formoplasta. For reception of glutinous structure technical gelatin at first presoak in water on 10-20 mines, then dry for the purpose of removal of a moisture within an hour and cook in klejanke 1,5 hours. For increase of elasticity and durability of the future form in weight add glycerine (500 g glycerine on 1 kg of dry gelatin) and that the form did not rot, it is possible to add 3-5 g phenol.

Glutinous weight from mezdrovogo glue prepare similarly, only presoak glue in water within days. Make the glutinous form as follows. The prepared model stack on thick glass or a plate, and round it on distance of 20-30 mm suit a framework from glass, wooden reek and other materials and fix it from an outer side a plaster solution. The framework height should exceed height of the uppermost point of model not less than on 10 mm. After that on model, the basis and a framework from the inside put stearin greasing or vaseline. Through 15-20 mines surpluses of greasing delete. Glutinous weight cool to temperature 35-45°Р, and then fill in with it the space formed by a framework, on all height. When the glutinous weight completely will fall asleep, delete a framework and take off the uniform from model.

That the form did not collapse from a moisture, it tan the cooled solution aljumokalievyh alum for what in 1 l of water of a room temperature dissolve 120 g dry alum. Instead of alum sometimes use 30-40%-s' solution of formalin. Having strewed a surface talc, forms wash out a solution. Talc is necessary for the best vpityvanija a solution. This operation repeat after drying of the form during 1 ch.

That the form was not deformed, it should be placed in a plaster case. For this purpose the form stack again on model, make on corners of deepening for fixing, grease and cover with a plaster solution a layer of 20-30 mm. If the form of the big sizes, a plaster case it is necessary to reinforce thin rejkami or a wire. From the inside a case varnish.

Forms from formoplasta with which help it is possible to make products with a relief of various height and biases of elements of an ornament are especially elastic.

Formoplast make industrially. Rasplavljajut formoplast in thick-walled capacities from aluminium alloys on an oil bath or in a basin with the sand put on fire. The fusion temperature should not exceed 130°Р that formoplast has not lost the properties. Fill in formoplast after it will settle during 10-15 mines while the weight does not leave air vials.

If the model is executed from clay, of it do the form without any preparation. From plaster it is necessary to impregnate model with hot natural drying oil with addition of 5-10% of rosin to reduce porosity of plaster which influences quality of the form. A film formed on model in the course of drawing of drying oil, it is necessary to remove a brush moistened in turpentine.

The model Laid on the smooth basis protect a framework from wooden reek, glass or a roofing tin which fix a plaster solution or clay. The formed space fill in fused formoplastom at temperature 125-128°Р. Direct weight at nalive on the highest point of a relief that promotes uniform distribution formoplasta on all model.

Forms from glutinous weight and formoplasta can be removed from any models executed from firm materials: from plaster (a carving method on plaster), wood, metal and other similar materials. Thus it is necessary to consider that at manufacturing of the form from formoplasta the temperature of a softening of a material of model should be above 130-140°Р.

отделочные работы ремонтно-отделочные работы ремонт и отделочные работы ремонт и отделка отделка и ремонт

Изготовление декоративных изделий из гипса (ч. 2)

Отливка изделий из гипсового раствора. В состав лепных работ по изготовлению и установке декоративных изделий из гипсового раствора входят следующие операции: подготовка моделей, изготовление форм, отливка изделий в формах, установка готовых изделий. Однако при использовании рельефных плиток количество операций может быть сокращено за счет того, что вместо изготовления модели в форму укладывают готовую рельефную матрицу из резины, пластмассы и т. п.

Модель - это выполненное из какого-либо материала будущее изделие по рисунку, чертежу или фотографии. С модели впоследствии получают форму для отливки изделий.

Модель можно делать из гипса, глины, пластилина, дерева и т. д. Для изготовления моделей декоративных рельефных плит или плиток можно использовать гипс. Необходимый рельефный орнамент вырезают в соответствии с технологией, описанной в разделе "Резьба по гипсу". Полученную гипсовую модель покрывают шеллаком.

Иногда модель составляют из отдельных элементов, вырезаемых из гипса и наклеиваемых на заранее отлитую гипсовую плиту. Для этого на гипсовой плите вычерчивают необходимый рисунок, а затем гипсовым раствором наклеивают вырезанные детали. Затем тщательно заделывают все щели и неровности, поверхность зачищают мелкой мягкой шкуркой, и после просушки покрывают лаком. Модели прямолинейных тяг, т. е. погонажных изделий различной конфигурации, выполняют из гипса с помощью шаблона. Основным элементом шаблона служит профильная доска, обрезанная под углом 90°, которую делают из прямослойной, не сучковатой остроганной древесины. На доске в зеркальном изображении вырезают необходимые контуры тяги. Рисунок переносят на доску, прикладывая к ней изображенный на бумаге рисунок и накалывая его каким-либо острием по контуру или непосредственно вычерчивая рисунок на доске. Перенесенный рисунок вырезают по контуру со скосом таким образом, чтобы одна грань доски имела угол 30-40°.

Очень часто профильную доску для предохранения от быстрого истирания о раствор покрывают тонколистовой оцинкованной сталью. Для этого из нее вырезают точно такой же профиль и прибивают его на стенку шаблона с острым углом, после чего тщательно обрабатывают напильником.

Затем приступают к изготовлению других элементов шаблона: салазок, полозка и подкосов. Салазки служат для установки на них профильной доски. Полозок прибивается к нижней стороне салазок и служит для точного направления салазок по направляющей рейке. Подкосы, в свою очередь, предназначены для фиксирования профильной доски в заданном положении (рис. 59). Все детали шаблона должны быть строгаными, чтобы легче счищался налипший гипсовый раствор.

Для выполнения (вытягивания) прямолинейной тяги шаблон устанавливают на деревянный щит, на одном из торцов которого закреплена направляющая, выступающая над плоскостью щита на несколько сантиметров. Чтобы на щите было удобно работать, его укладывают на стол или верстак, поверхность которого в данном случае может быть изготовлена из простых нестроганых досок, грунтуют сметанообразным раствором, который тут же разравнивают правилом. После полного затвердения раствора грунт обрабатывают циклей, получая таким образом гладкую ровную поверхность, которую затем покрывают шеллачным лаком.

Шаблон устанавливают на щит таким образом, чтобы полозок касался направляющей рейки. Необходимо следить за тем, чтобы толщина модели по всему сечению изделия не превышала 3-4 см. В тех местах, где она больше этого размера, делают подкладки для образования пустот в гипсовой тяге. Подкладки могут быть из глины или из дерева, обмазанного глиной. Чтобы гипс легче отставал от подкладки, глину покрывают бумагой.

Модели не следует делать длиннее 100 см, так как такие тяги коробятся и теряют прямолинейность.

Шаблоны для вытягивания моделей тяг (погонажных элементов): а - прямолинейный; б - криволинейных; 1 - направляющая рейка; 2 - полозок; 3 - планки' 4 - шаблон; 5 - грунт; 6 - стапьная оковка; 7 - радиусная рейка; 8-центровой штифт; 9 - выносная опора; 10 - тяга

Рис. 59. Шаблоны для вытягивания моделей тяг (погонажных элементов):
а - прямолинейный; б - криволинейных; 1 - направляющая рейка; 2 - полозок; 3 - планки; 4 - шаблон; 5 - грунт; 6 - стапьная оковка; 7 - радиусная рейка; 8 - центровой штифт; 9 - выносная опора; 10 - тяга

Перед началом работы направляющую рейку, полозок и сам шаблон для лучшего скольжения рекомендуется покрыть смазкой, например вазелином. После этого в гипсовке разводят гипсовый раствор, выдерживают менее 1 мин до слабого загустения и накладывают лопаткой в то место, где будет двигаться шаблон. По уложенному раствору медленно перемещают шаблон не срезанной стороной вперед, снимая раствор и оформляя таким образом профиль тяги в соответствии с контуром шаблона. При этом ее поверхность останется шероховатой. При движении срезанной стороной вперед профильная доска заглаживает раствор. Поэтому вытягивание тяг и разделяется на два этапа: сначала несрезанной стороной с острым углом счищают раствор, а затем срезанной стороной его заглаживают. При повторном набрасывании раствора необходимо заполнить образовавшиеся на поверхности раковины. Следует иметь в виду, что в процессе работы шаблон все время сдвигают только в одну сторону, т. е. для следующего движения его переносят в исходное положение. Вытягивание несрезанной стороной продолжают до тех пор, пока не образуется совершенно гладкий профиль тяги без раковин и шероховатостей. После того, как полученная тяга затвердеет, шаблон протягивают по поверхности модели еще раз, срезая верхний слой. Это необходимо проделать в связи с особенностью гипса при затвердении сильно расширяться и заклинивать шаблон, что затрудняет дальнейшую работу над моделью. Перед тем как приступить к снятию верхнего слоя модели, поверхность необходимо хорошо увлажнить водой.

После этого модель смачивают жидким гипсом и несколько раз протягивают шаблон срезанной стороной вперед, добиваясь таким образом четких, прямых и чистых линий. Концы полученной модели обрезают под прямым углом и аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой.

Модели криволинейных элементов вытягивают также с помощью шаблона, который укрепляют на рейке, насаженной на центровой штифт, благодаря этому шаблон движется по кругу. Изготавливают шаблон так. Вначале вырезают необходимый профиль тяги в профильной доске и оковывают тонколистовой оцинкованной сталью. К концу профильной доски, удаленному от центра тяги, прибивают планку длиной 10-20 см, которая служит салазками. Концы салазок скашивают наподобие полозьев для получения скольжения по грунту. К другому концу профильной доски прибивают рейку с отверстием на конце. Длина рейки подбирается таким образом, чтобы общее расстояние от салазок до отверстия в рейке равнялось радиусу необходимой криволинейной тяги. Для выполнения круглой розетки, например, имеющей плавное увеличение рельефа к центру, делают соответствующий шаблон, в котором предусматривают места для лепки орнамента. Изготавливают модель в такой последовательности.

На загрунтованном щите назначают центр и в него вбивают гвоздь, на который насаживают рейку шаблона с отверстием. Вращая шаблон вокруг оси, определяют место для набрасывания раствора. При этом уровень, на котором закреплены салазки, обусловливает толщину будущей розетки. Затем набрасывают раствор и вращают шаблон вокруг оси, вытягивая, таким образом, круг. Если под салазки попадает раствор, его обязательно надо счищать, так как налипший раствор увеличит толщину розетки.

Все элементы орнамента розетки лепят из глины. Если орнамент симметричный, то лепят один из повторяющихся элементов орнамента в 1/8, 1/6 или 1/4 часть розетки, которую затем отливают в гипсе и дорабатывают детали. Из полученной отливки делают эластичную форму и отливают необходимое количество сегментов орнамента, которые наклеивают на основание розетки гипсовым раствором.

Модели из глины изготавливают также на специальных деревянных щитах, торцы которых по всему периметру обиты деревянной рейкой, выступающей на 15-20 мм. Поверхность щита необходимо покрыть глиняным грунтом. Для этого всю площадь щита смачивают водой, затем натирают куском мягкой глины, а после этого на всю поверхность щита укладывают глину. Излишки и неровности уложенной глины снимают ровной остроганной деревянной рейкой или правилом, проводя ими по борту рамки. Если есть раковины, их заполняют глиной и снова выравнивают рейкой. Эту операцию необходимо проводить до тех пор, пока поверхность грунта не станет ровной и гладкой.

Глину для лепки моделей необходимо вымочить и хорошо перемешать. Для этого ее укладывают в емкость слоями по 15-20 см и заливают водой на сутки. Глина должна размокнуть до тестообразного состояния. Затем ее выкладывают на деревянный щит и тщательно перемешивают. В процессе перемешивания рекомендуется ударять по глине металлическим стержнем или ребром деревянной рейки. Хорошо приготовленная глина должна легко разминаться пальцами, не прилипая к рукам. Чтобы глина не высыхала при хранении, ее обязательно накрывают смоченной в воде тряпкой, лучше всего мешковиной. Модель из глины лепят на грунтованном щите по эскизам, чертежам или фотографии. В процессе лепки пользуются минимальным набором инструментов, включающим стеки, петли, киянку и циркуль. В работе над моделью вначале изготавливают основание плиты, затем на ней размечают рисунок и лепят основные элементы орнаментов, переходя от крупных форм к деталям.

При работе над моделями небольших изделий вместо глины часто применяют пластилин. Он удобен тем, что его можно неоднократно использовать.

Модели можно также изготавливать из дерева, выпиливая или вытачивая на станке отдельные элементы рельефа и наклеивая или набивая их на доску с заранее приготовленным рисунком.

Изготовление форм. Если рельеф модели плитки несложный, а все вертикальные стенки элементов рельефа имеют уклоны, позволяющие свободно снять жесткую форму, то такую форму готовят из гипсового раствора непосредственно с моделей из различных материалов. Для приготовления цельней гипсовой формы модель, покрытую лаком, кладут на мраморную плиту или толстое стекло, а вокруг на гипсовом растворе укрепляют рамку из деревянных реек, фанеры, нарезанных полосок стекла и других материалов. Если контур криволинеен, рамку можно сделать из кровельного железа (тонколистовой оцинкованной стали). Перед заливкой гипсового раствора модель и рамку покрывают смазкой. Заливают модель сметанообразным гипсовым раствором. После просушки форму снимают с модели и внутреннюю поверхность покрывают лаком.

Если модель из глины или пластилина имеет сложный рельеф, вначале делают черновую форму, а затем гипсовую отливку.

Технология изготовления черновой формы с модели, например, розетки, такая. Вначале приготавливают гипсовый раствор на подкрашенной цветными пигментами воде. Раствор должен иметь консистенцию жидкой сметаны. Полученным раствором слоем толщиной 2-3 мм покрывают модель, уложенную на стекло или мраморную плиту. После того, как раствор схватился, поверх него наносят более густой раствор слоем 20-50 мм. После затвердения гипса форму переворачивают и осторожно, чтобы не повредить мелкие детали рельефа, удаляют из формы модель. Эту работу лучше всего осуществлять деревянными стеками или скребками, а также водой под небольшим напором. Незначительные остатки и следы глины или пластилина удаляют шариком из того же материала, прокатывая им по форме.

Очищенную таким образом форму следует просушить и покрыть внутри лаком. Перед началом отливки гипсовой модели на внутреннюю поверхность наносят стеариновую смазку. Подготовленную форму заливают гипсовым раствором, а после схватывания раствора переворачивают и укладывают на рабочий стол для освобождения сделанной отливки от формы.

Освобождают ее в следующей последовательности. Вначале верхний слой формы срубают долотом до тех пор, пока из-под обычного гипса не покажется цветной слой. Это значит, что до самой отливки осталось 2-3 мм, поэтому дальнейшую работу необходимо проводить с максимальной осторожностью, чтобы не повредить отливку. С помощью различных инструментов все детали модели могут быть проработаны более тщательно, что повысит качество орнамента.

Доработанную модель просушивают и покрывают лаком, после чего она готова к изготовлению чистовой формы. Формы изделий с глубоким и сложным рельефом лучше всего изготавливать из клеевого состава или формопласта. Для получения клеевого состава технический желатин сначала замачивают в воде на 10-20 мин, затем подсушивают с целью удаления влаги в течение часа и варят в клеянке 1,5 часа. Для повышения эластичности и прочности будущей формы в массу добавляют глицерин (500 г глицерина на 1 кг сухого желатина), а чтобы форма не загнивала, можно добавить 3-5 г фенола.

Клеевую массу из мездрового клея готовят аналогичным образом, только замачивают клей в воде в течение суток. Изготавливают клеевую форму следующим образом. Подготовленную модель укладывают на толстое стекло или плиту, а вокруг нее на расстоянии 20-30 мм устраивают рамку из стекла, деревянных реек и других материалов и фиксируют ее с внешней стороны гипсовым раствором. Высота рамки должна превышать высоту самой верхней точки модели не менее чем на 10 мм. После этого на модель, основание и рамку с внутренней стороны наносят стеариновую смазку или вазелин. Через 15-20 мин излишки смазки удаляют. Клеевую массу охлаждают до температуры 35-45°С, а затем заливают ею пространство, образованное рамкой, на всю высоту. Когда клеевая масса полностью застынет, удаляют рамку и снимают с модели форму.

Чтобы форма не разрушалась от влаги, ее дубят охлажденным раствором алюмокалиевых квасцов, для чего в 1 л воды комнатной температуры растворяют 120 г сухих квасцов. Вместо квасцов иногда используют 30-40%-й раствор формалина. Посыпав поверхность тальком, формы промывают раствором. Тальк необходим для лучшего впитывания раствора. Эту операцию повторяют после просушки формы в течение 1 ч.

Чтобы форма не деформировалась, ее следует поместить в гипсовый футляр. Для этого форму укладывают опять на модель, проделывают по углам углубления для фиксации, смазывают и покрывают гипсовым раствором слоем 20-30 мм. Если форма больших размеров, гипсовый футляр следует армировать тонкими рейками или проволокой. С внутренней стороны футляр покрывают лаком.

Особенно эластичны формы из формопласта, с помощью которых можно изготавливать изделия с рельефом различной высоты и уклонами элементов орнамента.

Формопласт изготавливают в заводских условиях. Расплавляют формопласт в толстостенных емкостях из алюминиевых сплавов на масляной бане или в тазу с песком, поставленным на огонь. Температура плавки не должна превышать 130°С, чтобы формопласт не утратил свои свойства. Заливают формопласт после того, как он отстоится в течение 10-15 мин, пока из массы не выйдут пузырьки воздуха.

Если модель выполнена из глины, из нее делают форму без какой-либо подготовки. Модель из гипса необходимо пропитать горячей натуральной олифой с добавлением 5-10 % канифоли для того, чтобы уменьшить пористость гипса, которая влияет на качество формы. Пленку, образовавшуюся на модели в процессе нанесения олифы, следует удалить кистью, смоченной в скипидаре.

Уложенную на гладкое основание модель ограждают рамкой из деревянных реек, стекла или кровельной жести, которую закрепляют гипсовым раствором или глиной. Образовавшееся пространство заливают расплавленным формопластом при температуре 125-128°С. Направляют массу при наливе на наиболее высокую точку рельефа, что способствует равномерному распределению формопласта по всей модели.

Формы из клеевой массы и формопласта можно снимать с любых моделей, выполненных из твердых материалов: из гипса (методом резьбы по гипсу), древесины, металла и других подобных материалов. При этом необходимо учитывать, что при изготовлении формы из формопласта температура размягчения материала модели должна быть выше 130-140°С.