painting and decorating is repair-painting and decorating repair and painting and decorating repair and furnish furnish and repair

Artworks on a tree (ch. 2)

the Mosaic from a tree is drawing or an ornament, made (typed) of the separate slices densely driven to each other strogannogo or lushchenogo an interline interval. Two technics of performance of a mosaic from a tree - intarsija and marketri distinguish.

Intarsija consists that picked up for colour and a structure (drawing) slices of the interline interval which is parts of a mosaic set, are inserted into a basis - in specially cut out deepenings zapodlitso with a surface of a finished subject. In marketri the background and the image produce the whole set.

Intarsija is labour-consuming and laborious and demands an exquisite workmanship. Therefore in the present section more accessible technics of manufacturing of a mosaic from a tree - marketri is considered.

Work begin about sketches on a paper of drawing of a mosaic composition in colour the natural size. In the technician marketri can be executed both ornaments, and graphic motives. However the main feature that all subjects, as a rule, are represented in a profile or fas. Free foreshortenings and the turns widely applied in painting, in a wooden mosaic meet seldom. It is necessary to remember one more rule: at drawing performance it is not necessary to split up the image as in decorative art it is subject to stylisation, i.e. To generalisation.

The Created drawing translate on a tracing-paper subsequently to receive its return image for carrying over on an interline interval intended for a background (in marketri a background consider a surface on which drawing for a cutting is put).

The image Drawn on an interline interval cut out on a contour a slanting knife. Thus the knife is necessary for disciplining vertically, trying not to incline it in the parties. Otherwise at connection of details there can be gleams. It is necessary to cut with good pressing so that the cut out detail at nakalyvanii it on a cutter tip was easily taken out from an interline interval, forming in a background an accurate contour.

After that start selection of an interline interval for colour and a structure for an insert. For this purpose under a background with the formed cut enclose serially one after another slices of an interline interval from different breeds, comparing them with the colour sketch. As soon as the most suitable will be found, it is possible to cut out an insert for what the background and the interline interval enclosed under it densely press one hand that they were not displaced. Then a knife lead round contours of the future insert and cut out it. For fastening in a background an insert stick with a gluing tape or the strips of a paper greased dekstrinovym with glue. The party stuck with a tape or a paper - obverse. Thus prepare all elements of drawing.

The Ready set paste on a product surface. To manual veneering apply bone more often or mezdrovyj glue, and recently a wide circulation has received glue on the basis of PVA.

Paste a mosaic set thus. nelitsevuju a set wipe wood vinegar. After that a basis surface grease hot bone or mezdrovym glue, quickly stack nelitsevoj a mosaic set and grind in a hand. From above a set cover with a smooth wooden or metal plate and press cargo. That the glue filtering from cracks of a set could not stick to a plate surface, it is necessary for greasing or wiping soap. In that case when in artworks on a tree are engaged constantly, it is possible to make a special press with homutovymi clamps (fig. 62).

a press General view

a Fig. 62. A press General view

If glue PVA is used, it is possible to exclude prigruz. On the set pasted to a surface stack a damp fabric and iron a hot iron. To clean the appeared emptiness between a set and the basis, a surface it is possible prokatat the platen, for example for what is used in a photo for nakatki photographic papers on a glossy surface. In places of connections if the various thickness of inserts is appreciable, seams smooth a knife-cutter blunt end.

After glue will harden, start clearing of a mosaic surface of a sticking together material - tapes or papers. A paper with glue moisten with water, allow to dry out a little and smooth out tsiklej. The inclination tsikli to a surface should be small to provide removal of the most thin shaving. Then a surface grind an emery paper. Krupnost the abrasive surface should reduce gradually, leading up to the smallest. Grinding, as well as tsiklevanie, it is necessary to conduct along fibres of the largest elements of drawing.

For filling of a time and cracks which all the same could remain on a set surface, it ground. For this purpose apply wax, kanifolno-cretaceous and other mastics.

Wax mastic consists of 1 part of wax and 2 parts of turpentine. On a water bath plavjat wax, in it add turpentine. After cooling mastic put on a surface a brush and pound a wool. Kanifolno-cretaceous mastic includes 30 g rosin, 60 g a chalk and 100 g gasoline. In the beginning dissolve in gasoline rosin, then pour a chalk and carefully mix. A first coat put on a surface a brush and pound. Large cracks and skoly, formed at tsiklevanii, fill podmazkoj from small sawdust and a nitrovarnish.

It is necessary to notice that wood of many breeds of trees has no strongly pronounced colour. Therefore for is art-decorative works in some cases an interline interval paint or pickle.

To dyeing apply dyes of a natural and artificial origin. Them dissolve in water, spirit, turpentine. It bejtsy, morilki and acid dyes.

A dye Powder dissolve in water with the additive of acetic acid. Before colouring an interline interval process a weak solution copper kuporosa (0,5 of%-s'), and then a water solution of dye (0,5-2 of%-s'). That dye got into wood more deeply, in it add 5% of liquid ammonia, pour it in the zinced ware, lower in it an interline interval and maintain on small fire nearby 2 ch. To check up, what tone turns out, an interline interval periodically take out tweezers and examine. After dyeing it is necessary for washing out and drying up: in the beginning on air, and then under a press.

For protravlivanija use salts of metals which, coming into contact to tannins, give colouring to wood. So, 5%-s' solution iron kuporosa allows to paint an interline interval of an oak, a nut and a beech in black colour, and a maple and birch interline interval - in dark grey; 1%-s' solution of the same salt will give to an oak and nut interline interval livid colour, to a beech - grey, and to a maple and a birch - the light-lilac 1%-s' solution copper kuporosa will paint an oak and a nut in brown colour.

That colour has turned out equal and pure without stains, the interline interval is desirable for clearing of pitch (it concerns, first of all, coniferous breeds). For this purpose a brush on an interline interval piece put 25%-s' solution of acetone or solvent for oil varnishes and paints. Then an interline interval bleach to receive monophonic colouring, and in some cases - even new colour shades. For example, the interline interval of a walnut with a violet shade at bleaching can get a pink shade; an oak - light green, and a beech - light yellow.

The Most widespread bleaching solution is 5-10%-s' water solution shchavelevoj acids. It is possible to use as well chloric izvest, dissolved in water to a pastelike condition, or hydrogen peroxide.

The Mosaic from a tree as well as carved wooden surfaces, cover with varnishes - spirit more often, pitch or nitrocellulose which put a tampon, a brush, a pistol-spray.

High quality of a surface receive the level-by-level drawing of a varnish alternated to grinding by a small skin. Thus the third, last layer put the liquid varnish diluted with solvent.

отделочные работы ремонтно-отделочные работы ремонт и отделочные работы ремонт и отделка отделка и ремонт

Художественные работы по дереву (ч. 2)

Мозаика из дерева - это рисунок или орнамент, изготовленный (набранный) из отдельных, плотно пригнанных друг к другу кусочков строганного или лущеного шпона. Различают две техники выполнения мозаики из дерева - интарсия и маркетри.

Интарсия заключается в том, что подобранные по цвету и текстуре (рисунку) кусочки шпона, являющиеся частями мозаичного набора, вставляются в основу - в специально вырезанные углубления заподлицо с поверхностью отделываемого предмета. В маркетри фон и изображение изготовляют целым набором.

Интарсия трудоемка и кропотлива и требует тонкого мастерства. Поэтому в настоящем разделе рассматривается более доступная техника изготовления мозаики из дерева - маркетри.

Работу начинают с наброски на бумаге рисунка мозаичной композиции в цвете натурального размера. В технике маркетри могут быть выполнены как орнаменты, так и изобразительные мотивы. Однако главная особенность в том, что все предметы, как правило, изображаются в профиль или фас. Свободные ракурсы и повороты, широко применяемые в живописи, в деревянной мозаике встречаются редко. Следует помнить еще одно правило: при выполнении рисунка не надо дробить изображение, так как в декоративном искусстве оно подлежит стилизации, т. е. обобщению.

Созданный рисунок переводят на кальку чтобы впоследствии получить обратное его изображение для переноса на шпон, предназначенный для фона (в маркетри фоном считают поверхность, на которую нанесен рисунок для вырезания).

Нарисованное на шпоне изображение вырезают по контуру косым ножом. При этом нож необходимо держать строго вертикально, стараясь не наклонять его в стороны. В противном случае при соединении деталей могут возникнуть просветы. Резать необходимо с хорошим нажимом так, чтобы вырезанная деталь при накалывании ее на кончик резца легко вынималась из шпона, образуя в фоне четкий контур.

После этого приступают к подбору шпона по цвету и текстуре для вставки. Для этого под фон с образовавшимся вырезом подкладывают поочередно один за другим кусочки шпона из разных пород, сопоставляя их с цветным эскизом. Как только будет найден наиболее подходящий, можно вырезать вставку, для чего фон и подложенный под него шпон плотно прижимают одной рукой, чтобы они не смещались. Затем ножом обводят контуры будущей вставки и вырезают ее. Для закрепления в фоне вставку заклеивают клеящей лентой или полосками бумаги, смазанными декстриновым клеем. Сторона, заклеенная лентой или бумагой - лицевая. Таким образом подготавливают все элементы рисунка.

Готовый набор наклеивают на поверхность изделия. Для ручного фанерования чаще всего применяют костный или мездровый клей, а в последнее время широкое распространение получил клей на основе ПВА.

Наклеивают мозаичный набор таким образом. Нелицевую сторону набора протирают древесным уксусом. После этого поверхность основания смазывают горячим костным или мездровым клеем, быстро укладывают нелицевой стороной мозаичный набор и притирают рукой. Сверху набор накрывают гладкой деревянной или металлической плитой и прижимают грузом. Чтобы к поверхности плиты не мог пристать клей, просачивающийся из щелей набора, ее необходимо смазать или протереть мылом. В том случае, когда художественными работами по дереву занимаются постоянно, можно изготовить специальный пресс с хомутовыми струбцинами (рис. 62).

Общий вид пресса

Рис. 62. Общий вид пресса

Если используется клей ПВА, можно исключить пригруз. На приклеенный к поверхности набор укладывают влажную ткань и проглаживают горячим утюгом. Чтобы убрать появившиеся пустоты между набором и основанием, поверхность можно прокатать валиком, например тем, который используется в фотографии для накатки фотобумаги на глянцевую поверхность. В местах соединений, если заметна различная толщина вставок, швы приглаживают тупым концом ножа-резца.

После того как клей затвердеет, приступают к очистке мозаичной поверхности от склеивающего материала - ленты или бумаги. Бумагу с клеем смачивают водой, дают немного просохнуть и зачищают циклей. Наклон цикли к поверхности должен быть небольшим, чтобы обеспечить снятие тончайшей стружки. Затем поверхность шлифуют наждачной бумагой. Крупность абразивной поверхности следует постепенно уменьшать, доводя до самой мелкой. Шлифование, как и циклевание, необходимо вести вдоль волокон наиболее крупных элементов рисунка.

Для заполнения пор и щелей, которые все-таки могли остаться на поверхности набора, его грунтуют. Для этого применяют восковую, канифольно-меловую и другие мастики.

Восковая мастика состоит из 1 части воска и 2 частей скипидара. На водяной бане плавят воск, в него добавляют скипидар. После остывания мастику наносят на поверхность кистью и растирают шерстью. Канифольно-меловая мастика включает в себя 30 г канифоли, 60 г мела и 100 г бензина. Вначале растворяют в бензине канифоль, затем всыпают мел и тщательно перемешивают. Грунтовку наносят на поверхность кистью и растирают. Крупные щели и сколы, образовавшиеся при циклевании, заполняют подмазкой из мелких опилок и нитролака.

Следует заметить, что древесина многих пород деревьев не имеет ярко выраженного цвета. Поэтому для художественно-декоративных работ в ряде случаев шпон красят или протравливают.

Для крашения применяют красители естественного и искусственного происхождения. Их растворяют в воде, спирте, скипидаре. Это бейцы, морилки и кислотные красители.

Порошок красителя растворяют в воде с добавкой уксусной кислоты. Перед окрашиванием шпон обрабатывают слабым раствором медного купороса (0,5%-м), а затем водным раствором красителя (0,5-2%-м). Чтобы краситель глубже проникал в древесину, в него добавляют 5 % нашатырного спирта, наливают его в оцинкованную посуду, опускают в него шпон и выдерживают на малом огне около 2 ч. Чтобы проверить, какой получается тон, шпон периодически вынимают пинцетом и осматривают. После крашения его необходимо промыть и высушить: вначале на воздухе, а затем под прессом.

Для протравливания используют соли металлов, которые, вступая в контакт с дубильными веществами, дают окраску древесине. Так, 5%-й раствор железного купороса позволяет окрасить шпон дуба, ореха и бука в черный цвет, а шпон клена и березы - в темно-серый; 1%-й раствор этой же соли придаст шпону дуба и ореха синевато-серый цвет, буку - серый, а клену и березе - светло-сиреневый 1%-й раствор медного купороса окрасит дуб и орех в коричневый цвет.

Чтобы цвет получился ровным и чистым без пятен, шпон желательно очистить от смолы (это относится, прежде всего, к хвойным породам). Для этого кистью на кусок шпона наносят 25%-й раствор ацетона или растворителя для масляных лаков и красок. Затем шпон отбеливают, чтобы получить однотонную окраску, а в ряде случаев - даже новые цветовые оттенки. Например, шпон грецкого ореха с фиолетовым оттенком при отбеливании может приобрести розовый оттенок; дуб - светло-зеленый, а бук - светло-желтый.

Наиболее распространенным отбеливающим раствором является 5-10%-й водный раствор щавелевой кислоты. Можно использовать также и хлорную известь, растворенную в воде до пастообразного состояния, или перекись водорода.

Мозаику из дерева, так же как и резные деревянные поверхности, чаще всего покрывают лаками - спиртовыми, смоляными или нитроцеллюлозными, которые наносят тампоном, кистью, пистолетом-распылителем.

Высокое качество поверхности получают послойным нанесением лака, чередуемым со шлифованием мелкой шкуркой. При этом третий, последний слой наносят жидким лаком, разбавленным растворителем.